Сцепление автомобиля – это устройство для передачи крутящего момента от двигателя на ведущую ось и разъединения мотора от коробки передач. Если говорить более простыми словами, то сцепление позволяет автомобилю двигаться или стоять на месте с включенным двигателем. Помимо этого оно обеспечивает плавное трогание автомобиля и переключение передач, а также гашение крутильных колебаний, передающихся от двигателя.
В комплект сцепления (рис. 1) входит:
• Нажимной диск (корзина сцепления)
• Ведомый диск (диск сцепления)
• Выжимной подшипник
Рисунок 1
Комплект сцепления
Сцепление автомобиля по виду передачи крутящего момента бывает:
• Фрикционное
• Гидравлическое
• Элекромагнитное
Фрикционное сцепление осуществляет передачу крутящего момента за счет возникающих сил трения между нажимным, ведомым диском и маховиком. Применяется в автомобилях с МКПП.
Гидравлическое сцепление установлено в автомобилях с АКПП. Устройством, обеспечивающим передачу крутящего момента за счет образования вихревых потоков масла под определенным давлением, служит гидротрансформатор. Двигатель соединяется с насосным колесом, а вал коробки передач – с турбинным, между ними расположен реактор. Эти колеса погружены в специальную жидкость в герметичном корпусе. Создаваемая двигателем механическая энергия преобразуется в гидравлическую, которая далее заставляет вращаться планетарный механизм АКПП.
Электромагнитное сцепление представлено якорем и электромагнитом, которые крепятся на кожухе сцепления и нажимном диске соответственно. Подающийся от генератора к электромагниту ток вызывает магнитные колебания, заставляющие якорь притянуться к магниту.
Существуют следующие виды привода сцепления:
- Механический
- Гидравлический
- Пневмогидравлический
- Электрогидравлический
Наиболее широко распространены первые два типа. Пневмогидравлическое сцепление применяют на грузовых автомобилях и автобусах, а электрогидравлический привод устанавливают в автомобили с РКП (роботизированная коробка передач).
Сцепление (рис. 2) работает следующим образом: при нажатии водителем на педаль сцепления созданное усилие посредством механического или гидравлического привода передается на вилку сцепления, которая в свою очередь заставляет выжимной подшипник давить на диафрагменную пружину корзины сцепления. Вследствие такого давления на внутренние лепестки пружины ее внешняя часть будет отходить назад, позволяя нажимному диску разжать ведомый. Крутящий момент передаваться не будет, что позволяет водителю включить нужную передачу. Отжимая педаль сцепления, нажимной диск прижимает диск сцепления к маховику, возобновляя передачу крутящего момента.
Рисунок 2
Ресурс сцепления автомобиля, заложенный производителем, составляет 150-200 тыс. км. Но как показывает практика лучше проводить диагностику чаще, каждые 80-100 тыс. км. Но даже такие цифры могут быть неправдивыми, потому как на сцепление действует слишком много факторов, значительно сокращающих срок службы данного узла.
♦ Стиль вождения. Агрессивная езда на автомобиле с частыми резкими стартами, гонки или просто неправильное вождение вследствие непонимания и неопытности водителя приводит к существенному сокращению ресурса сцепления.
♦ Условия эксплуатации. Частая езда в городских пробках, постоянно нагруженный режим работы автомобиля могут привести к преждевременному износу сцепления.
♦ Качество. Если во время замены комплекта сцепления Вы поставили какой-то сомнительный недорогой аналог, то не стоит рассчитывать, что он отслужит весь ресурс.
♦ Неправильная установка. Ошибки во время установки и настройки сцепления сильно влияют как на эксплуатационные характеристики, так и на срок службы узла.
♦ Наличие посторонних предметов. Если в узел каким-то образом попала жидкость или мелкие предметы, то это в скором времени выведет из строя даже новый комплект сцепления.
Очень часто при поломке сцепления выходят из строя не все детали узла. Быстрее всех изнашивается ведомый диск, поэтому у водителей возникает желание купить диск сцепления отдельно, не приобретая весь комплект. Но специалисты рекомендуют этого не делать, потому что зачастую тяжело понять, насколько лепестки диафрагменной пружины износились или какой ресурс остался у выжимного подшипника до появления признаков износа. Часто бывает, что после замены одной из деталей узла, спустя немного времени начинают выходить из строя и другие элементы. А это значит, что снова придется платить за работу, если вы не ремонтируете автомобиль самостоятельно. Поэтому специалисты рекомендуют купить и заменить весь комплект сцепления сразу.
Признаки несправного сцепления:
- Проскальзывание сцепления. Износился диск сцепления, и он полностью не прижимается к маховику
- Трудность при переключении передач. Требуется прилагать гораздо больше усилий для включения передачи.
- Шелест или гул в области сцепления. Возможен выход из строя выжимного подшипника.
- Появление ощутимых рывков при переключении передач и старте. Возможен износ демпферных пружин на диске сцепления.
- Появление запаха гари. Проскальзывание диска сцепления, вследствие чего обгорает фрикционный материал.
- Существенно увеличился свободный ход педали.
- Незначительное увеличение скорости автомобиля при повышении оборотов
При обнаружении вышеперечисленных признаков стоит в ближайшее время проверить сцепление своего автомобиля.
Наш интернет-магазин Dreamparts.com.ua предлагает огромный выбор товаров для автомобилей различных производителей. У нас Вы можете купить комплект сцепления по выгодным ценам, опираясь на многолетний опыт наших специалистов. Приобрести необходимый товар можно несколькими способами. Вы можете купить необходимую запчасть с помощью онлайн подбора, используя возможности и инструменты сайта для выбора нужной детали либо найти необходимую запчасть по VIN-коду. Клиенты нашего магазина могут получить квалифицированную консультацию наших специалистов в телефонном режиме. Если у Вас есть оригинальный код детали, то, воспользовавшись «Поиском», сможете подобрать необходимую запчасть.